Продвижение сайтов
Продвижение сайтов

Оракулы и маги интернета
Свершилось древнее пророчество научных фантастов. Миром правит интернет, а интернетом — роботы. Эти паукообразные существа — поисковые системы — абсолютно глухи и слепы, им недоступны гармонии Моцарта и «Битлз», светотени Рембрандта и даже изысканный дизайн Артемия Лебедева. Строго говоря, они способны лишь механически анализировать текст, однако именно им человечество доверило самую полную связку ключей к сокровищнице своих знаний. И теперь, подобно античным оракулам, эти всемогущие «wебожители» решают, каким из миллиона возможных ответов удостоить простого смертного, а загадочный Алгоритм, которому они повинуются, во избежание вселенского хаоса надежно укрыт в черном ящике за семью печатями. И только избранные маги из гильдии Оптимизаторов, посвятившие себя постижению тайной логики машин, могут уберечь Вашу информацию от полного виртуального забвения и донести ее до тех, кто действительно в ней нуждается… Истолковать сие туманное журналистское иносказание мы попросили n-mobi.ru:

— В любой отрасли есть свой законодатель. В интернете таким законодателем, безусловно, являются поисковые системы. По статистике, 85% посетителей переходят на сайты из поисковиков. И только 15% — из всего остального информационного пространства. Иными словами, как бы ни раскручивались сайты — через телевидение и другие СМИ, через наружную рекламу и упаковки товаров, через доски объявлений, каталоги и ссылки с других сайтов — в совокупности это даст лишь 15% посетителей. А остальные 85% придут на ваш сайт через поисковые системы. При одном условии — если ваш сайт активно оптимизирован.

Словом, прежде чем строить гипермаркет в пустыне…

— … надо сначала подумать о том, как привести туда посетителей. В действительности, у любой коммерческой фирмы, продвигающей свои товары или услуги через интернет (скажем, на неком сайте «Х»), есть две категории потенциальных клиентов — те, кто ищет сайт «Х» (или ему подобный), и те, кто хоть раз на него зашел. Их количественное соотношение вполне очевидно — ищущих всегда будет гораздо больше, чем нашедших. Теперь скажите, для кого из них важен дизайн сайта «Х»? Для тех, кто уже на него зашел. Для всех остальных дизайн не представляет никакой важности — они еще вообще ничего не видят. Им еще нужно найти этот сайт «Х». Если же они его так и не найдут, то никакой пользы от дизайна тоже не будет.

Таким образом, задача первой степени важности — это оптимизация сайта под ведущие поисковые системы. А уже вторая степень важности, логически вытекающая из первой — как сделать сайт таким привлекательным, чтобы потенциальный клиент, зашедший на него, проникся к вам доверием, легко сориентировался в ассортименте и сделал заказ.

В период стихийного освоения рунета подобной расстановки приоритетов практически не наблюдалось. Заказчики ставили задачу предельно просто: «Мы хотим сделать сайт». Теперь же нас все чаще спрашивают: «А сколько стоит продвинуть сайт по таким-то запросам?». А уже затем интересуются, сможем ли мы сделать такой сайт. И это абсолютно верная тактика: если заказчика волнует посещаемость будущего web-ресурса, то к услугам оптимизатора следует прибегнуть еще на этапе его разработки.

А разве хорошего дизайнера и грамотного программиста уже недостаточно?

— Разумеется, нет. Представьте, что вам поручено прочитать весь интернет и собрать все материалы в одну книгу, где можно будет без труда найти любую информацию. Решая эту сложнейшую технологическую задачу, современные поисковые системы опираются на объемный свод стандартов и правил, отчасти универсальных, отчасти специальных, отчасти негласных. И чтобы попасть в этот «сборник трудов», каждая страница сайта должна быть «правильно оформленной заявкой». Фактически, поисковые системы диктуют web-разработчикам, каким должен быть сайт (и, таким образом, оказывают заметное влияние на развитие интернета). Иными словами, поисковая система формирует технологию просмотра и изучения информации во всемирной паутине таким образом, что если мы отступим от этой технологии, то окажемся вне моря, и наш web-ресурс постигнет участь рыбы, выброшенной на сушу. А пока ты в этом море, ты можешь существовать и успешно развиваться.

Оптимизатор — это специалист, который продвигает сайт в сети. Именно он является выразителем требований поисковых систем и условий развития интернета, в целом. Если говорить о роли оптимизатора в разработке сайта, то, по существу, это консалтинг. Он рекомендует, как лучше организовать структуру ресурса и как подчинить ей все остальное. Уже на этом этапе оптимизатор решает, каким должен быть сайт, чтобы в будущем он был эффективен, хорошо продвигался в поисковиках, попал в первую десятку по ключевым запросам.

Оптимизатор — это дар предвиденья?

— Хотелось бы в это верить, но, скорее всего, это знания, многократно помноженные на опыт. Опыт работы с разными ресурсами, разными технологиями, разными разработчиками. Профессиональный аппарат оптимизатора формируется из требований поисковой системы, а алгоритм любой поисковой системы — это тайна, коммерческая тайна. И потому, как сказал кто-то из моих коллег, ни один оптимизатор не в состоянии дать исчерпывающий ответ на вопрос «как?». Работа ведется по принципу «черного ящика» — алгоритм неизвестен, но путем многократного введения данных и анализа полученных результатов можно прийти к вполне определенным выводам. Причем от проекта к проекту оптимизатор сталкивается с совершенно различными примерами, различными реакциями поисковой системы. Поэтому все, что делают оптимизаторы, основано на их профессиональном опыте, в котором обобщены результаты их практических наработок. Словом, главное ноу-хау кроется в уме оптимизатора, в его логическом аппарате. Каждый оптимизатор — это отчасти и лингвист, исследователь коллективного языкового сознания, прекрасно знающий русский язык, владеющий его логикой и фразеологией. К примеру, в поисковых системах есть сервисы, которые позволяют определить частоту запросов для каждого ключевого слова. У Яndexа даже есть сервис, выдающий синонимический ряд и тематические ассоциации с введенным словом. По существу, это близко к принципам построения «Словаря ассоциаций» русского языка, где есть слово-стимул и коллективные ассоциации с этим словом, расположенные по степени их частотности.

Какова методика построения поисковых фраз?

— На самом деле, методика может сильно варьироваться от проекта к проекту. Так, всегда существует определенная тематика, с которой поисковая система должна ассоциировать данный сайт, и только в рамках этой тематики могут быть найдены ключевые слова, по которым этот сайт будет продвигаться. Что же касается конкретных формул, то есть поисковые фразы, которые означают группу продукции, к примеру, «огнеупоры». Другие называют конкретный товар, например, «КД2126» (станок). В то же время, существуют фразы, локализующие тематику, например, «строительные материалы Екатеринбург».

Любопытно, что поисковые фразы для разных функций, например, для продвижения компаний на российском или региональном рынках, будут различными. Так, организации, которая ориентируется на региональный рынок, нет никакого смысла продвигаться по запросу «строительные материалы», поскольку в таком случае основными посетителями их сайта будут москвичи.

Другой пример: отечественная компания-производитель электростанций, предлагает оптимизировать свой сайт по слову «электростанции». Во-первых, столь общее условие поиска шире реального содержания сайта. Во-вторых, оптимизация по запросу «электростанции» дорогая. Скорее всего, по нему будут оптимизироваться крупные производители с мировым именем, главные отраслевые игроки. И, в-третьих, существует множество разных электростанций, и это серьезно снижает эффективность запроса. Поэтому было бы наиболее правильно указать вид электростанций — «бензиновые», «дизельные» и т.п. Тогда оптимизация была бы дешевле, а поиск четче сфокусирован на целевой аудитории. Таким образом, специализировав тематику сайта, оптимизатор отсекает все лишнее, а лишнее — это, как известно, пустые затраты.

Однако окончательное решение по ранжированию сайта поисковая система примет, проанализировав разметку его страниц?

— Безусловно. И здесь учитывается море факторов. Где расположено слово, сколько раз оно встречается, в каком окружении. Как составлен текст, как написана ссылка, насколько она авторитетна, каков ее индекс цитирования. Оптимизатору приходится постоянно искать компромисс между удобством для пользователей и требованиями поисковых систем. К примеру, разработчик, плохо знакомый с этими требованиями, может сделать такую «продвинутую» навигацию по сайту, что поисковая система его просто не увидит. Точнее, она не увидит ссылки на другие страницы этого сайта. Ведь поисковые системы анализируют сайт на уровне текста, а не на уровне кода сценариев, то есть очень примитивно.

Известные уловки, к которым еще не так давно прибегали разработчики сайтов в целях их скорейшей раскрутки, сегодня приводят к обратному результату. К примеру, нередко встречаются сайты, получившие «бан» поисковой системы за то, что содержат скрытый текст с огромным списком ключевых слов (о чем владельцы сайта могут и не догадываться). Подобная же участь постигла недавно и «сквозные меню» (те, что присутствуют на каждой странице сайта и делают их чрезвычайно похожими). Раньше «сквозные меню» работали на продвижение ресурса, однако теперь поисковики (для которых важна уникальность каждой страницы) научились их фильтровать и понижают их приоритет.

К числу самых распространенных факторов, снижающих рейтинг сайта в поисковой системе, относятся и так называемые дубликаты. Это тот случай, когда страница имеет несколько (или даже бесконечно много) адресов. Для поисковика разные адреса — это разные страницы. В результате в поисковой рубрике появляется множество идентичных страниц. За это тоже могут понижать рейтинг сайта или вообще исключать его из поиска.

И, наконец, проблемы с оптимизацией страниц нередко кроются на самом глубоком, техническом уровне, будь то сбои в работе сервера или некорректные заголовки страниц.

Выходит, что оптимизаторы — это главные помощники поисковых систем?

— С одной стороны, оптимизаторы делают поиск более правильным, более предсказуемым. Благодаря их усилиям пользователь, ищущий «деревянные лестницы», найдет именно «деревянные лестницы». Но если он найдет деревянные лестницы, то зачем ему реклама? И здесь оптимизатор из помощника превращается в прямого конкурента поисковых систем, существующих преимущественно за счет контекстной рекламы.

Однако есть и другая позиция. Чем грамотнее результат выдачи поисковой системы, тем она привлекательней для пользователей. А чем больше у поисковой системы пользователей, тем эффективнее ее реклама. Получается, что оптимизаторы, приспосабливающие web-ресурсы к технологиям поисковых систем, способствуют продвижению этих систем на рынке интернет-рекламы.

И все же, под какую поисковую систему предпочтительней оптимизировать сайт?

— На самом деле, в своей основе сайт оптимизируется по универсальным стандартам, приемлемым для всех поисковых систем и каталогов. Поэтому наши сайты прекрасно продвинуты и в Яndexе, и в Ramblerе, и в Google. Тонкость заключается лишь в том, что последовательность использования специальных механизмов, востребованных различными поисковыми системами, определена степенью значимости этих поисковых систем для российской интернет-аудитории.

1position - эксклюзив
Клиентам
Схема работы

Гарантии

Цены

Тарифы

Заказать продвижение

On-line заказ

Партнерам
Партнерская программа по продвижению сайтов

Статьи
Поисковая оптимизация <-> контекстная реклама

Оптимизация 2007: продвижение индустриальных сайтов

Маркетинг одного слова

Альтернативные методы продвижения сайтов

Оракулы и маги интернета

Рождение оптимизаторов, или интернет нашей эры

Стоимость продвижения сайтов

Гарантии лидерства

Оптимизация как инструмент интернет-маркетинга


Copyright © 2000—2007 Тел.: +7 (902) 870-48-64 | E-mail: seo@n-mobi.ru